Декупаж

Путешествие в страну Декупаж. Помпейские стили.

Эта тема заинтересовала меня как педагога-прикладника , когда я , приехав в Италию в 2001 году, впервые услышала о декупаже. Конечно, интересно знать более глубоко вид рукоделия или искусства, которыми мы занимаемся, даже если это только хобби.

Так что такое декупаж?

Это вид декоративно-прикладного искусства, который возник очень давно и развивался периодами. Практически, литературы и исследований на эту тему нет, поэтому тот материал, который я по крупицам собираю, я систематизирую и преломляю через свой опыт и знания. Я учусь у лучших мастеров северной Италии и очень ценю эту возможность общаться с профессионалами декупажа, осваивая техники, работу с новыми материалами и обмениваться мнениями и опытом.
Я с удовольствием поделюсь этим багажом со всеми вами! Итак, в путь, в страну Декупаж!

Первый стиль

Его можно назвать структуральным или инкрустационным, датируется периодом 150-80 годов до н.э.

Эта техника применялась как в общественных зданиях, так и на виллах. Стена делилась на 3 части по горизонтали.

1. Внизу — плинтус или цоколь ,обычно закрашен желтой полосой.

2. Средняя часть делилась на квадраты и окрашивалась в различные цвета: оттенки красного,  фиолетовый, черный, желто-зеленый и другие.

3. Верхняя часть стены оставалась белой. Ее декор  со временем менялся, характеризуя собой эволюцию настенной живописи.

 Эта техника существовала раньше в Древней Греции и ее завезли в Римскую империю греческие художники.

Стену делили на квадраты или прямоугольники, на которые накладывалась штукатурка, создавая рельеф. И затем уже красками имитировали мрамор, алебастр, порфир, оникс, и другие камни.

Т. е. создавалось впечатление, что стены покрыты мраморными плитами разного цвета. ( как бы корой, скорлупой — crosta).

т.е. incrostazione — инкрустация. 

Этот стиль называют еще инкрустационный. Так родилась техника инкрустации. Этот стиль содержал такие архитектурные элементы, как нарисованные колонны с имитацией мрамора, которые разделяли стены на части.

Первый стиль создает впечатление рoскоши, шика, эффекта использования дорогостоящих материалов. А разнообразие и яркость цветов создавали атмосферу праздника и радости жизни.Фигурные мифологические герои изображалась довольно абстрактно, что создавало эффектный контраст с яркими цветами декора стен. Наилучшим примером этого стиля является Базилика, где хорошо сохранился декор.

Второй стиль

50-25 гг. до н.э

 

С приходом римской колонизации в Помпеи меняется мода в архитектуре и , следовательно, в декоративном оформлении зданий. Второй стиль называют архитектурным или архитектурой перспектив.

В декор добавляют более сложные архитектурные элементы, такие, как подиумы, колоннады, карнизы, фризы, киоски, двери, которые все фальшивые, но создают иллюзию настоящих. Стены расписывают в соответствие с симметричными узорами колоннад.В самых продвинутых проектах расписывали стену так, чтобы создать ощущение открытого пространства. На стенах рисовали сцены на мифологические темы, где изображались персонажи больших размеров, трагические или комические сцены. Т.е., создавалось впечатление, что вы находитесь в театре среди декораций и актеров. Фигуры порой выходили из фона, таким образом передавалась перспектива. Имитировали также ткань: часть шторы, драпировки (эффект 3Д).
И, конечно, новый декоративный стиль не мог развиваться так быстро без предыдущего опыта живописи сцены.
В то время было традицией дарить друзьям подарки в виде сырого мяса, птицы, рыбы, которые слуги относили на больших подносах. В моду вошло рисовать картины на стенах эти подносы, добавляя к ним немного фруктов или цветов. Натура морта или мертвая природа -натюрморт (фран.), так возник жанр натюрморта.
В этот период рождается пейзажная живопись. Это самая новаторская черта 2 стиля!
Часто между колоннами, под арками имитировали открытое пространство, изображая морские порты, берега реки, горы, пастбища с пастухами и другие ландшафты.

Таким образом, создавался эффект trompe l’oeil , жанр, который переводится как обман глаз.
Нарисованные предметы были изображены настолько точно, что казались реальными. Греки и римляне приходили в восторг от этого жанра и заказывали мастерам именно такую роспись.Художники изображали деревья, цветы, птиц, животных, соревнуясь между собой в реалистической передаче предметов и пейзажей.Часто это напоминало театральные декорации. Цветовой диапазон теплый: охра, оттенки красного, зеленого, белого, фиолетового. 

Третий стиль

с 15 г. до н.э.


Третий стиль называют орнаментальным.
С приходом к правлению цезаря Августа опять меняется направление в культуре и архитектуре. Роскошь отменяется. В декоре домов приходит мода на более простые и дешевые схемы отделки. Отказываются от пейзажей и перспектив. Замкнутое пространство стены делится на части: темный плинтус, красная середина (может быть светло-синяя, желтая, зеленая). Верхняя часть — белая.
Основной акцент ставится на центральную часть стены, где рисуют сцены на мифологические темы. Большое внимание уделяется орнаменту, поиску гармоничной формы и размера.
В декоре пришла мода на тему Египта, поэтому в нем появились цветы лотоса, сфинксы, ритуальные вазы и т.п.
Другая модная тенденция -это изображение садов и парков с птицами и маленькими животными, клумбами и фонтанами.
В
 Помпеи сохранилось только 50 примеров этого стиля, большая часть фресок была утеряна.

Классически-эклектичный характер, утонченная простота и точность декоративной росписи 3 стиля прекрасно соответствовало идее Августа, его эстетическим вкусам. Строгая симметрия, выраженная в линейности всех элементов, характер спокойствия, простоты и утонченности — все это присуще 3-му стилю. Пейзажная живопись ограничена виньеткой, ландшафт состоит из нескольких частей, в которые вставлены миниатюрные сцены, которые нарисованы в пастельных тонах как бы размытыми красками с помощью линейных мазков.

Четвертый стиль

Этот стиль можно назвать перспективой иллюзионизма или перспективно- орнаментальным.
В 62 году случилось в Помпеи сильное землетрясение. , в результате которого разрушились и пострадали многие здания. И началась реконструкция города,
И, что интересно, вернулись те декоративные техники, которые использовались в
предыдущих стилях: имитация мрамора и других материалов из 1-го стиля, эффект trompe l’oeil и сверхнатурализм в картинах из 2 стиля, орнаменты с подсвечниками , крылатыми фигурами, растительными побегами из 3 стиля.
Его назвали “латинское барокко”. В этом декоре на стене не остается ,практически, пустых мест.Вы видите изобилие декоративных элементов, порой, перенасыщенных: пейзажи, большие мифологические фигуры, сцены,символы египетской росписи. Археологи сделали выводы, что произошла эволюция некоторых тенденций предыдущих стилей. Вернулась перспектива : опять рисуют  аркады, киоски, павильоны, но их характер более иллюзорный и фантастический. Нет больше строгих правил структурной композиции. Художники получают больше свободы.
4 стиль предпочитает динамические формы и орнаменты, в частности, криволинейные растительные элементы: спирали, гирлянды и т.п.
Появляются необычные виды животных: лебеди, дельфины, грифоны и др.
4 стиль выступает как совершенно новый декоративный способ с неисчерпаемым репертуаром.
Продолжается деление стены на 3-5 частей, среднюю зону делят на поля и пилястры, внутри которых мы видим канделябры, орнаменты или фантастические архитектурные строения. В средней зоне встречаются картины внутри нарисованных рам и виньеток.
Новое- это большие картины с пейзажами, садами или мифологическими сценами.
Примеры этого стиля можно найти и в других странах, т. к. мода на них быстро распространилась: в Испании, Германии,в Александрии , Иерусалиме.
Все стили нашли свое отражение и в более позднее время. 

admin

Recent Posts

Fluid Art, часть 3. Эксперименты с акрилом.

Продолжаю экспериментировать с акрилом и другими материалами. Получилась многоцветная абстрактная картина. https://youtu.be/r4QVyfhW7pA?list=PLtGeYX8Bkj-yzToB9NeQHhaaCrZL6gLUY

2 года ago

Fluid Art часть 2. Картина с металликами.

Второй фильм из серии "Техника fluid art". Создала абстрактную картину, используя акриловые металлики. Эффект получился…

2 года ago

Фото работ из курса «Resin art от А до Я»

Эти изделия из эпоксидной смолы, которые я показываю в процессе курса "Resin art от А…

2 года ago

Новогодние идеи из декупажных журналов.

https://www.youtube.com/watch?v=sX-dNzBeMqg&ab_channel=DecoupageItaly Делюсь с вами идеями новогоднего декора, которые итальянские мастера опубликовали в декупажных журналах разных…

2 года ago

Presepe — вертеп (часть 2)

https://www.youtube.com/watch?v=3VCmQDNxINU&ab_channel=DecoupageItaly Продолжаю показывать, как можно своими руками сделать настольный вертеп, используя техники декупажа, материалы для…

2 года ago

Presepe — вертеп (часть 1)

https://www.youtube.com/watch?v=qLbNGnjzRuM&t=17s&ab_channel=DecoupageItaly Создаю вертеп из старых деталей (домиков), используя техники декупажа. Показываю как можно создать простую…

2 года ago